Калбак Таш
Название этого уникального места происходит от тюркских слов “калбак”, что означает “плоский” и “таш”, что переводится как “висячий камень”. Оно расположено на правом берегу реки Чуя, на 723-м километре Чуйского тракта, на пути между селами Иня и Иодро.
Калбак Таш представляет собой скальную уплощенную возвышенность, которая пересекает долину реки Чуй. На этой скале расположено более 500 композиций, состоящих из более чем 5 тысяч изображений. Все рисунки были высечены каменными или металлическими инструментами, преимущественно точечной техникой. Самые древние изображения датируются 8-м тысячелетием до нашей эры.
Анализ различных сюжетов и даже отдельных изображений позволил выделить несколько этапов создания этого святилища:
Эпоха неолита (VIII–VI тыс. до н. э.): представлены крупными фигурами оленей и козлов, выполненные контурной резьбой. Размеры некоторых фигур достигают 2×3 метра.
Эпоха энеолита-бронзы (IV–III тыс. до н. э.): к ней относится самая многочисленная группа петроглифов. Это стилизованные изображения женщин (часто рядом с животными), мужские фаллические фигуры, колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные копьями, фантастические хищники, олени и т. д. К редко встречающимся на Алтае изображениям в эту эпоху также относятся сцены охоты, рыбалки, сбора урожая и др.
скифская эпоха (VIII-VII вв. до н. э.) отличается сценами охоты на оленей и изображениями главных персонажей скифского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и другие животные);
древне-тюркская эпоха (IX-X вв.): выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков и медведей, выполненных в технике граффити.
Таким образом, святилище представляет собой уникальное собрание петроглифов, отражающих различные аспекты жизни и культуры древних народов, населявших этот регион.
Название этого уникального места происходит от тюркских слов “калбак”, что означает “плоский” и “таш”, что переводится как “висячий камень”. Оно расположено на правом берегу реки Чуя, на 723-м километре Чуйского тракта, на пути между селами Иня и Иодро.
Калбак Таш представляет собой скальную уплощенную возвышенность, которая пересекает долину реки Чуй. На этой скале расположено более 500 композиций, состоящих из более чем 5 тысяч изображений. Все рисунки были высечены каменными или металлическими инструментами, преимущественно точечной техникой. Самые древние изображения датируются 8-м тысячелетием до нашей эры.
Анализ различных сюжетов и даже отдельных изображений позволил выделить несколько этапов создания этого святилища:
Эпоха неолита (VIII–VI тыс. до н. э.): представлены крупными фигурами оленей и козлов, выполненные контурной резьбой. Размеры некоторых фигур достигают 2×3 метра.
Эпоха энеолита-бронзы (IV–III тыс. до н. э.): к ней относится самая многочисленная группа петроглифов. Это стилизованные изображения женщин (часто рядом с животными), мужские фаллические фигуры, колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные копьями, фантастические хищники, олени и т. д. К редко встречающимся на Алтае изображениям в эту эпоху также относятся сцены охоты, рыбалки, сбора урожая и др.
скифская эпоха (VIII-VII вв. до н. э.) отличается сценами охоты на оленей и изображениями главных персонажей скифского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и другие животные);
древне-тюркская эпоха (IX-X вв.): выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков и медведей, выполненных в технике граффити.
Таким образом, святилище представляет собой уникальное собрание петроглифов, отражающих различные аспекты жизни и культуры древних народов, населявших этот регион.